Федерация спортивного туризма Республики Татарстан

О Т Ч Е Т
о горном туристском походе
четвертой (усложненной) категории сложности
Центральному Памиру,


совершенном с 3 по 28 августа 2015г.


Руководитель группы: Мансуров Д.Е.

Казань 2015

Краткие сведения о путешествии.

Вид туризма: горный.
Категория сложности: четвертая (усложненная).
Район похода: Республика Таджикистан, Центральный Памир.
Количество участников: 6 человек.
Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней): 26/24 дня.
Протяженность маршрута: 163,4 км.
Нитка маршрута:

к. Поймазор - ледн. РГО - пер. Кашалаяк (2А, 4343) - ледн. Федченко - пер. Шмидта С. (2А, 4938) - ледн. РГО - пер. Гармо (3Б, 5920) - ледн. Бивачный - пер. Бивачный (2Б, 5380) - ледн. Гармо - пер. Пулковский I (1Б, 4518) - к. Поймазор.

Информация об участниках.

Фамилия, имя, отчество Дата рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
Мансуров Дмитрий Евгеньевич 03.11.1966 В. Тянь-Шань 5Р (горн.), Ц. Тянь-Шань 6Р (пеш.) руководитель, видеооператор
Гарифулин Ильдар Фаэтович 17.11.1955 В. Тянь-Шань 5У (горн.), Ц. Тянь-Шань 6У (пеш.) врач
Грушин Александр Александрович 1982   штурмовик
Кочугуров Виталий Васильевич 1982 Алтай 5У завхоз
Пахомов Дмитрий Игоревич 1980 Памир 5У ремонтник
Рябов Сергей Александрович 1991 Памир 5У фотограф

Техническое описание.

5 августа (1 день)
р. Абдукагор - ледник Россиского Географического Общества (РГО)
Длина пути: 4,4 км; перепад высот: +250 м; ЧХВ: 3:35
Погода за день: ясно - ясно - ясно
Выезд из к. Поймазор в 5:50.

1. Переправа через р. Абдукагор
2. В левом кармане ледн. РГО
к. Поймазор - р. Абдукагор - ледн. РГО
В 8:00 высаживаемся из машины (ГАЗ-66) на левом берегу р. Абдукагор перед мостом. Мост разрушен, натянут стальной трос. Переправились через р. Абдукагор по тросу (фото 1). Переправа заняла 1,5 часа. Дальше начали плавный подъем на левый борт морены ледника Географического Общества (фото 2). Вес рюкзаков порядка 42 кг, идем не спеша, делая ходки по 10 мин. В течение 45 мин. поднимаемся по ложбине с ручейком, дальше вода будет не скоро, необходимо заполнить фляги. Продолжаем подъем в левом кармане ледника, и через 1 ч 20 мин. выходим к небольшой речке (левый приток ледн. РГО). Речку переходим по снежному мосту и встаем на ночевку в левом моренном кармане, поросшем густой травой.

6 августа (2 день)
ледник РГО
Длина пути: 6,7 км; перепад высот: +300 м; ЧХВ: 3:55
Погода за день: облачно, ночью дождь - облачно - облачно
Выход в 8:00.

3. В левом кармане ледн. РГО
ледник РГО
От места ночевки в течение 15 мин. продолжаем движение траверсом травянистого склона, по скалам переходим в рантклюфт, провешивая 5 метров перил, и продолжаем движение по подвижной осыпи, лёссу, придерживаясь левого борта ледника.
Здесь и далее на всем протяжении дневного перехода воды взять практически негде!
Через 1 ч 30 мин. начинаем смещаться ближе к средней части ледника и далее идем по гребню срединной морены в течение 1 ч 20 мин.
Удобный для ходьбы гребень заканчивается довольно большим поперечным валом, в этом месте на одном из бугров стоит тур в виде палки. Переваливаем упомянутый поперечный вал и попадаем в довольно широкую сухую долинку, вытянутую вдоль моренного чехла РГО, далее в течение 35 мин. двигаемся по ней и выходим к месту, где в 2011 году было небольшое озерцо, в этом году воды нигде нет, поэтому идем к правому борту РГО в направлении бокового притока и через 15 мин. останавливаемся на ночевку у первых выходов льда и воды.

7 августа (3 день)
ледник РГО
Длина пути: 6,2 км; перепад высот: +300 м; ЧХВ: 3:50
Погода за день: ясно - ясно - ясно
4. Ледниковое озеро
5. Ледн. РГО
6. Ледн. РГО. Под пер. Кашалаяк
Выход в 8:30.

ледник РГО
От места ночевки за 15 мин. выходим на центр ледника и продолжаем движение вверх по РГО, придерживаясь сухой ложбины, воды нет. Через 45 мин. встречается небольшое ледниковое озеро (фото 4), после которого ищем дорогу в осыпных валах. Через 1 ч 15 мин. подходим к выходам льда и еще через 15 мин. выходим на открытую часть ледника, в районе устья ледника Красноармейский. Через 35 мин. начинается набор высоты и поперечные трещины. Через 15 мин. трещины становятся труднопроходимыми (фото 5), мы сворачиваем в правый рантклюфт и в течение 15 мин. обходим по нему зону трещин и опять выходим на среднюю часть ледника РГО. Через 15 мин. встаем на ночевку на моренном островке, в этом месте по плану оставляем заброску (фото 6).

8 августа (4 день)
ледник РГО - пер. Кашалаяк (2А, 4343 м)
Длина пути: 5,1 км; перепад высот: +770 м; ЧХВ: 3:40
Погода за день: ясно - перем. облачность - ясно
Выход в 8:00.

7. Подъем на пер. Кашалаяк 8. Нижняя ступень ледопада пер. Кашалаяк
9. Подъем в кулуаре на нунатак 10. Ночевка на нунатаке
подъем на пер. Кашалаяк
Начинаем плавный подъем по леднику РГО, и за 55 мин. подходим под ледопад пер. Кашалаяк. Одеваем кошки, дальнейшее движение без них затруднительно. Начинается зона глубоких разломов и ледяных валов (фото 7,8). В течение 45 мин. распутываем ледопад и выходим на "ул. Горького" - пологую косую полку между 2-мя ступенями ледопада. Набор высоты от ночевки порядка 380 м. По этой полке пересекаем взлет перевала Кашалаяк вправо по ходу и за 15 мин. подходим под небольшой ледовый слабо выраженный кулуар крутизной ок. 30°. Этот взлет обычно надо стараться проходить утром, поскольку велика опасность падения кусков льда с ледопада выше кулуара. В 2011 году нам даже пришлось потерять из-за этого полдня, поскольку сыпало постоянно. В этом году почти не сыпет, и мы за 30 мин. в кошках и связках поднимаемся по кулуару до большой пологой площадки наверху. Здесь безопасно и можно устроить привал или ночевку. Обед.
Прямо от площадки наверх скального нунатака (фото 7,9) идет скально-осыпной кулуар крутизной порядка 35°. В течение 1 ч поднимаемся по кулуару и выходим на широкий гребень нунатака.
Еще 15 мин. поднимаемся по осыпному южному краю нунатака и встаем на ночевку на небольшой площадке возле снежника (фото 10). Набор высоты от обеда 350 м.

9 августа (5 день)
пер. Кашалаяк (2А, 4343 м) - ледн. Федченко - ледн. Елены Розмирович
Длина пути: 12,6 км; перепад высот: +200 м, -263 м; ЧХВ: 4:45
Погода за день: ясно - ясно - ясно
11. Плато пер. Кашалаяк
Выход в 8:00.

Чуть выше места ночевки переходим со скал на край ледника и через 20 мин. выходим на пологое перевальное ледовое плато (фото 11).
Движемся в связках по пологому закрытому леднику и через 1 ч выходим верхнюю точку плато - перевал Кашалаяк.

пер. Кашалаяк (2А, 4343 м)
(координаты N38,8030°, E72,1937°). Перевал расположен в хребте Академии Наук и связывает центральную ветвь Ледника Географического Общества с ледником Федченко. Ориентирован перевал - Ю-З - С-В. Характер: ледово-снежный при прохождении по ледопаду; скально-осыпной при прохождении через нунатак. Описание дано при прохождении со стороны Ледника РГО (определяющей стороны). Перевал пройден через нунатак (по улице Горького).

12. Трещина "им. И.Ф. Гарифулина"
13. Спуск с пер. Кашалаяк на ледн. Федченко
14. Подход к ледн. Е. Розмирович
спуск с пер. Кашалаяк
Спускаемся, придерживаясь правого борта плато.
Спуск с плато перевала на ледн. Федченко пологий, но коварный. В нижней части спуска начинается почти незаметный глазу перегиб, изобилующий широкими трещинами, которые закрыты мокрым рыхлым снегом. Этот участок необходимо проходить очень внимательно, прощупывая путь, поскольку снежные мосты не замерзают даже ночью и не держат нагрузку. В 2011 году у нас в этом месте участник сорвался в трещину, в этом году, несмотря на удвоенную осторожность, ситуация повторилась, 1-й в связке не прощупывал досконально каждый шаг и очутился на дне трещины, к счастью без особых повреждений (фото 12). Участник получил незабываемые впечатления, а группа, получила незапланированную тренировку по извлечению пострадавшего из трещины.
Обходим данную зону траверсом снежного склона правого борта (фото 13) и через 1 ч 35 мин. выходим в карман левобережной морены ледника Федченко. Слева по ходу движения на расстоянии около 1 километра просматривается ГМС имени Горбунова на скальном ригеле.

ледник Федченко
Движемся по морене левого борта ледника Федченко. Попадаем в небольшой ледопад, который обходим, отклоняясь влево по ходу движения и не заходя в рантклюфт в районе пика Шпора (фото 14). За 20 мин. доходим до устья ледника Елены Розмирович по пологому открытому леднику с плавным набором высоты.

ледник Елены Розмирович
В течение 1 ч 30 мин. продолжаем движение вдоль срединной морены ледника Розмирович. Встаем на ночевку на моренном островке.

10 августа (6 день)
ледн. Елены Розмирович - пер. Шмидта (2А, 4938 м)
Длина пути: 9 км; перепад высот: +670 м; ЧХВ: 4:35
Погода за день: переменная облачность, ветер - переменная облачность, ветер, снег - переменная облачность, ветер
15. Ледопад на ледн. Е. Розмирович
16. Перевал Шмидта С. с ледн. Е. Розмирович
17. Подъем на пер. Шмидта С. с востока
18. Перевальная седловина пер. Шмидта С.
Выход в 7:30.

ледн. Елены Розмирович
Через несколько километров движения по ледн. Елены Розмирович центральная морена постепенно исчезает. По центру ледника течет небольшой ручей. Через 2 ч 10 мин. подходим под небольшой ледопад, который в связках за 40 мин. обходим ближе к левому борту с набором высоты около 250 м. (фото 15). Обойдя зону глубоких разломов, повернули в правый по ходу движения цирк подошли под перевальный взлет (фото 16).

подъем на пер. Шмидта С.
После обеда за час мы поднялись по снежно - ледовому склону крутизной 30-35°, провесив одну веревку перил, на перевальный взлет (фото 16,17). Внизу преодолели небольшой бергшрунд. Перепад высоты около 100 м. Сняли записку киевских туристов, ночевавших на этом перевале незадолго до нас. Ночевать на пер. Шмидта Южный было довольно удобно, нашли ровную площадку, защищенную от ветра скалами и небольшой ручеек (фото 18).

пер. Шмидта С. (2А, 4938 м)
(координаты N38,7322°, E72,1951°). Перевал расположен в хребте Академии Наук и связывает ледник Розмирович с ледником Красноармейский. Ориентация перевала: запад - восток. Характер снежно - ледовый. Определяющая сторона: западная. Сложность определяется ледопадом на притоке л. Красноармейский с западной стороны. Перевал прошли с восточной стороны. Основной целью, которую мы преследовали при выборе именно этого перевала, была ночевка на седловине, которая давала участникам необходимую акклиматизацию. Кроме того, включение в нитку маршрута данного перевала, позволило сделать маршрут логичным, так как мы возвращались после акклиматизационного кольца к заброске на леднике РГО.

11 августа (7 день)
пер. Шмидта (2А, 4938 м) - ледн. Красноармейский
Длина пути: 7,5 км; перепад высот: -1640 м; ЧХВ: 5:45
Погода за день: ясно - ясно - ясно
19. Западный склон пер. Шмидта С. 20. Середина спуска с пер. Шмидта С., впереди скальное ребро
21. Спуск в скальном кулуаре 22. Нижняя часть спуска с пер. Шмидта
23. Нижняя часть спуска с пер. Шмидта 24. Ледн. Красноармейский
Выход в 7:25.

спуск с пер. Шмидта С.
От места ночевки начинаем спуск по смерзшейся осыпи (10 мин.), в нижней части заснеженной (10 мин.), крутизна 30°, проходим этот участок в кошках, перепад высоты 150 м. Затем идем не меняя вектора движения после спуска с седловины и не спускаясь влево на основной ледник. Поднимаемся на небольшой ледовый бугор и выходим на широкую фирновую полку, далее спускаемся по пологим снежникам с выходами осыпей, придерживаясь правого борта ущелья. Путь проходит высоко над сильно разорванным основным телом ледника, который остается слева-внизу.
Через 1 час, спустившись в широком ледовом кулуаре ок. 30° крутизны, выходим к началу обособленного скального ребра, слева от него край ледника, справа - скально-осыпной кулуар (координаты N38,7287°, E72,1779°).
Провешиваем 2х50 м перил в скально-осыпном кулуаре крутизной до 40° справа от ребра. Перестежка на скальных полках в правой части кулуара. Спуск занял 1,5 часа (фото 21).
В конце спуска вышли на снежно-осыпной склон (фото 22), по которому в течение часа дошли до пологой части (фото 23). Еще 45 мин. и выходим на ровную часть ледн. Красноармейский (фото 24). Перепад высоты от седловины перевала составляет 1370 м.

вниз по ледн. Красноармейский
В течение 45 мин. идем по довольно ровному ледн. Красноармейский, придерживаясь правого борта. Далее, найдя удобное место, поднимаемся в правобережный карман. Здесь путь более ровный, хотя попадаются заросли высокой травы, закрывающей камни. За 25 мин. доходим до конца террасы вблизи впадения ледн. Красноармейский в РГО и останавливаемся на ночевку вблизи небольшого снежника.

12 августа (8 день)
ледн. Красноармейский - ледн. Российского Географического Общества (РГО)
Длина пути: 6,5 км; перепад высот: -200 м, +150 м; ЧХВ: 3:55
Погода за день: ясно - ясно - ясно
25. Подножье нижней ступени ледопада РГО
Выход в 7:20.

вверх по ледн. РГО
Спустились с травянистой террасы к левому борту ледн. РГО и в течение 35 мин. поднимаемся левым рантклюфтом, затем упираемся в разломы и переходим на среднюю, более пологую, часть. Далее в течение 2 ч 05 мин. поднимаемся, по более-менее ровному леднику несколько правее по ходу от середины.
В конце перехода выходим к заброске.
Продолжаем подъем в сторону нижней ступени ледопада РГО и за 1 ч 15 мин. достигаем начала ледопада (фото 25). Разведка. Ночевка.

13 августа (9 день)
ледопад ледника РГО
Длина пути: 3,6 км; перепад высот: +800 м; ЧХВ: 5:20
Погода за день: ясно - ясно - ясно
26. Спуск в рантклюфт
27. Подъем в кулуар
Выход в 6:00.

нижняя ступень ледопада РГО
Продолжаем подъем по леднику, движемся вдоль русла ледниковой реки, надев кошки. Крутизна ледопада увеличивается, справа по ходу зона глубоких трещин и непроходимых сераков. Ориентиром служит скальный кулуар п.5410, выход к которому расположен в левом рантклюфте (фото 25). Находим проход сквозь сераки и выходим к рантклюфту. Время прохождения от ночевки 55 мин. Провешиваем 15м. перил и спускаемся на дно рантклюфта (фото 26).
Находим проход в рантклюфте к кулуару, здесь месиво образованное обломками сераков, и подходим под снежно - фирновый карниз, которым обрывается кулуар (фото 27). На подъем провешиваем 10 м перил по фирновому склону крутизной до 60°.
Время прохождения рантклюфта с навеской перил на спуск и подъем 1 ч.
28. Средняя часть кулуара
29. Спуск с плеча п. 5410 на ледн. РГО
Поднявшись на ровную площадку на краю кулуара (координаты N38,7983°, E72,1366°), начинаем подъем по снежнику в кулуаре. Кулуар очень длинный и узкий, зажат между скальными ребрами, по нему течет ручей, в нижней части лежит снежник. Набор высоты в кулуаре около 600 м, при средней крутизне 35°. Этот кулуар позволяет пройти практически всю третью ступень ледопада, выводя на скальное плечо п.5410.
Через 30 мин. снежник в кулуаре заканчивается, продолжаем подъем по подвижной осыпи и выходам скал (фото 28).
Через 2 ч 05 мин. кулуар несколько расширяется, превращаясь в небольшой цирк. В этом месте следует выйти на правый борт кулуара в любом подходящем месте без значительного набора высоты. Таким образом, попадаем на горизонтальное ск-ос. плечо п. 5410, с которого уже нужно спускаться обратно на ледник РГО, уже выше нижней ступени ледопада. На плече, при необходимости, можно ночевать.
Пообедав на плече, связавшись, в течение 50 мин. спускаемся траверсом к левому борту ледн. РГО (фото 29). Здесь выравниваем площадку под лагерь и пока часть группы его разбивает, штурмовая группа отправляется на разведку во вторую ступень ледопада.

14 августа (10 день)
ледопад ледника РГО
Длина пути: 4 км; перепад высот: +530 м; ЧХВ: 4:25
Погода за день: ясно - ясно - ясно
30, 31. Средняя ступень ледопада РГО
32, 33. Выход на плато над средним ледопадом РГО
34, 35. Подход к верхней ступени ледопада РГО
Выход в 8:00.

средняя ступень ледопада РГО
С вечера отыскав проход в сераках левого рантклюфта, за 45 мин. подходим к серии крутых, но незначительных по протяженности взлетов (фото 30), провешиваем 15 м вертикальных и наклонных перил. Время прохождения участка 40 мин.
Далее в течение 20 мин. выходим выше разломов на снежные склоны левого борта (фото 31) и в течение 40 мин. лавируем между трещинами по направлению к средней части ледника. В конце перехода выходим на плато над средней ступенью ледопада РГО (фото 32,33).

переход между 2-й и 3-й ступенями ледопада РГО
В течение 2 ч поднимаемся пологой ложбиной в центральной части ледника и встаем на ночевку у подножья верхней ступени ледопада РГО (фото 34, 35).

15 августа (11 день)
ледопад ледника РГО
Длина пути: 0,6 км; перепад высот: +80 м; ЧХВ: 0:20
Погода за день: ясно - ясно - ясно
Выход в 8:00.

ледопад ледника РГО
За 20 мин. подошли под взлет верхней ступени ледопада РГО.
Дневка по причине резкого ухудшения самочувствия одного из участников.

16 августа (11 день)
ледопад ледника РГО
Длина пути: 2,7 км; перепад высот: +490 м; ЧХВ: 3:35
Погода за день: ясно - сырой снег, небольшой туман, ветер - туман, снег, ветер
36. Подъем на верхнюю ступень ледопада РГО
Выход в 10:00.

За прошедшие сутки самочувствие заболевшего улучшилось, но продолжение его подъема представлялось небезопасным, поэтому было принято решение отправить заболевшего с сопровождающим вниз по пути подъема.

верхняя ступень ледопада РГО
От места ночевки (дневки) идем вправо по ходу и вверх по направлению к узкому ледовому кулуару левого рантклюфта ледника.
За 20 мин. подходим к кулуару, проход просматривается, но нависающие сераки грозят обвалами, поэтому поднимаемся по правому борту кулуара по ледовым склонам крутизной 45-60° (фото 36). Через 50 мин. преодолеваем этот участок, навесив 2 участка перил по 10 м.
37. Плато под взлетом на перемычку Вооруженных Сил
Далее в течение 1 ч продолжаем лавирование между сераками и разломами, навешиваем еще 10 м перил и в конце перехода выходим на плато выше верхней ступени ледопада РГО.

плато под взлетом на перемычку п. Вооруженных сил
По ровному закрытому леднику за 1 ч 25 мин. подошли в цирк под взлет, ведущий на южное плечо п.6045 (п. Вооруженных Сил) (фото 37). Под взлетом встаем на ночевку. Снег, ветер.

17 августа (13 день)
подъем на перемычку Вооруженных Сил
Длина пути: 1,2 км; перепад высот: +350 м; ЧХВ: 4:40
Погода за день: переменная облачность, ветер - ясно - ясно
38. Подъем на перемычку Вооруженных Сил
39. Подъем на перемычку Вооруженных Сил
40. Подъем на перемычку Вооруженных Сил
41. Подъем на перемычку Вооруженных Сил. Место ночевки
Выход в 8:10.

подъем на перемычку Вооруженных Сил
От места ночевки поднимаемся по пологому закрытому леднику за 20 мин. подходим к пологому началу взлета.
Далее идем по снежно-ледовому склону крутизной 25-35°, склон в нижней части довольно пологий, глубина снега в разных местах от 15 см до полуметра, кроме того, склон пересечен многочисленными бергшрундами (фото 38). Через 1.5 часа упираемся в широкую трещину с нависающим на 1,5-2 м верхним краем. Склон везде покрыт толстым слоем плотного снега, до льда докопаться нереально и штурмовать "в лоб" нависающие стенки не получается. Единственный небольшой снежный мостик нашелся прямо по центру цирка, далее идет пологий ровный подъем. Однако, над этим простым путем, далеко наверху, на гребне хребта висят ледовые глыбы и сосульки. Время от времени, буквально из ниоткуда бесшумно возникают куски льда размером с мяч и пролетают мимо головы. Решаем поискать обходной путь среди нагромождения сераков правого борта (фото 39).
Потратили 1 час на разведки и даже немного продвинулись, но обилие рыхлого снега и глубокие трещины не позволяют двигаться с достаточно весомым результатам. К этому времени солнце зашло за вышеупомянутый гребень, откуда обваливался лед, и сыпать перестало. Поэтому, мы быстро сбежали вниз на исходную позицию перед трещиной, преодолели ее по мосту и попали в вожделенный пологий цирк, на всякий случай прижавшись к его правому борту. Далее в течение 2 часов поднимаемся прямо в лоб. Сначала крутизна склона составляет 15-20°, затем крутизна возрастает до 35° и появляется довольно глубокий снег (по колено), который приходится тропить (фото 40). В конце подъема забираем влево по ходу и выходим на наклонную террасу между бергшрундами. Здесь, под прикрытием давно упавших фирновых блоков, ставим палатку и ночуем (фото 41).

18 августа (14 день)
подъем на перемычку Вооруженных Сил
Длина пути: 0,7 км; перепад высот: +250 м, -150 м; ЧХВ: 6:10
Погода за день: ясно - сильный туман, мокрый снег - сильный туман, мокрый снег
42, 43. Подъем на перемычку Вооруженных Сил
44, 45. Перемычка Вооруженных Сил
46. Перемычка Вооруженных Сил 47. Переход на седловину пер. Гармо
Выход в 7:30.

подъем на перемычку Вооруженных Сил
От места ночевки продолжаем подъем и упираемся в широкий бергшрунд. Пробуем обойти, но обхода нигде нет, пробуем мосты - явно ненадежные. Штурмовик со страховкой и инструментами с трудом (везде сухой рыхлый снег) перебирается через бергшрунд и провешивает 10 м перил. Далее продолжили подъем по глубокому рыхлому снегу (фото 42, 43). Пробовали разную тактику: выпускали вперед налегке тропящего, поднимались налегке, вытягивая рюкзаки веревкой (10 м перил) и т.д.
Наконец, косым траверсом выходим на финальную часть подъема. Здесь снег спрессован, поднимаемся в кошках. Преодолеваем финальные 200 м. подъема выбираемся на перемычку пика Вооруженных сил (6045) (фото 44). Открывается шикарная панорама на бескрайний Памир, с одной стороны отчетливо виден пик Коммунизма, с другой просматривается пик Революции (фото 45, 46). На перемычке устраиваем обед. Время подъема от ночевки около 6 ч. (координаты N38,8243°, E72,0987°, высота 5920 м).
Спуск с перемычки собственно на пер. Гармо проходит по широкому наклонному снежному полю в направлении пика Гармо (фото 47).
Через 10 мин., потеряв 150 м высоты, останавливаемся на ночевку в закрытом от ветра кармане, не доходя до седловины пер. Гармо. В принципе, можно было остановиться и на самой седловине Гармо, там тоже было место, закрытое от ветра.

перевал Гармо (3Б, 5870 м)
(координаты N38,8190°, E72,0943°). Перевал Гармо расположен в хр.Академии Наук между п.Гармо и п.6045. Перевал связывает северную ветвь Ледника Географического Общества с верховьями ледника Бивачный. Ориентация перевала: С-З - Ю-В. Характер: комбинированный (в связке с перевалом ЛГО - снежно-ледовый). Определяющая сторона: юго-восточная. Нами перевал пройден с определяющей стороны, т.е. со стороны ледника Географического Общества через плечо п.6045, т.н. перемычки Вооруженных Сил. Описание прохождения дано от подножия ледопада ледника Географического Общества (три ступени ледопада) до ледника Бивачный.

19 августа (15 день)
пер. Гармо - ледн. Бивачный
Длина пути: 5,7 км; перепад высот: -1300 м; ЧХВ: 3:35
Погода за день: ясно - ясно - ясно
48, 49. Спуск с пер. Гармо на ледн. Бивачный
50. Спуск с пер. Гармо на ледн. Бивачный 51. Пер. Гармо с ледн. Бивачный
52. Спуск с пер. Гармо на ледн. Бивачный 53. Ледн. Бивачный
Выход в 7:50.

спуск с пер. Гармо на ледн. Бивачный
От места ночевки за 15 мин. спускаемся к седловине пер. Гармо, сброс высоты 100 м. Сначала от средней части седловины спускаемся 40 м по ледовому склону крутизной около 30-35° до скального выступа, далее провешиваем 3 веревки по 50 м перил (все на ледобурах) по ледовому склону крутизной 40-50° (фото 48). Последняя веревка через широкий бергшрунд (фото 49, 51). Перильная работа занимает 1,5 часа.
Далее склон выполаживается до 25-35°, в течение 1,5 часа спускаемся в связках со значительным сбросом высоты, небольшой ледопад в устье обходим по левому борту (фото 50,52). В конце перехода выходим на пологую часть ледн. Бивачный (фото 53).
Через 20 мин. спуска, на небольшом спаде, начинается зона разломов. Здесь ледник покрыт незначительным слоем снега и создается ложное впечатление безопасности. Однако, структура ледника в этом месте аналогична вышеописанной на пер. Кашалаяк - большие разрывы закрыты тонким слоем рыхлого снега. Первому в связке необходимо очень внимательно прощупывать буквально каждый шаг,
54. Трещина
а напарникам по связке идти четко след в след. Следы, кстати, слабозаметны на тонком слое снега. На этот раз проваливается в трещину не первый, а 3-й в связке, видимо отступивший немного в сторону (фото 54). Все заканчивается хорошо, очередной тренировкой по извлечению пострадавшего из трещины с 8-ми метровой глубины.
Решили, что на этот ходовой день, приключений хватит. Встаем на ночевку.

20 августа (16 день)
ледн. Бивачный
Длина пути: 6,9 км; перепад высот: -420 м; ЧХВ: 5:45
Погода за день: ясно - ясно - ясно
55, 56. Ледн. Бивачный
57. Ледн. Бивачный 58. Левый борт ледн. Бивачный
Выход в 8:00.

ледн. Бивачный
От места ночевки в течение 1 ч продолжаем движение сначала по центру ледника, затем поворачиваем ближе к правому борту, здесь ледник принимает еще один приток, но зона разломов хорошо просматривается и выходим на отрытый ледник, местами затянутый моренным чехлом у подножия пер. Отрада. Встречаются живописные ледниковые озера и реки (фото 55). Далее движемся по центру ледника (фото 56, 57) и через 1 ч 25 мин., пройдя устье ледн. Крутой, упираемся в зону больших разломов и сераков. Лучше выходить на левый борт Бивачного сразу после впадения ледн. Крутой, правда, как показали дальнейшие события, делать это надо исключительно рано утром с расчетом проскочить почти весь участок до ледн. МГУ до начала таяния склона.
59. Ночевка на ледн. Бивачный
В течение 1 ч плавно переходим к левому борту (фото 58). Здесь нас ожидает очередная засада, из лессового склона борта вытаивают здоровенные камни и почти непрерывно простреливают весь склон. Обход опасных участков по леднику сильно затруднен разломами и сераками.
В течение 2 ч перебежками от одного безопасного места до другого, выходя то на лед, то на осыпь, с большими трудозатратами, выходим на безопасный моренный вал левого борта. Координаты этой точки (N38,878759°, E72,091067°).
Проходим еще 20 мин. и встаем на ночевку (фото 59).

21 августа (17 день)
ледн. Бивачный
Длина пути: 9,2 км (в зачет 4,2 км); перепад высот: -150 м, +200 м; ЧХВ: 4:10
Погода за день: ясно - ясно - облачно, небольшой снег
60. Ледн. Бивачный
61. Ледн. Бивачный
62. Ледн. Бивачный, впереди ледн. МГУ
Выход в 7:00.

ледн. Бивачный
Спускаемся по моренному валу левого борта ледн. Бивачный, через 50 мин. переходим на более-менее выровнявшийся край ледника (фото 60, 61) и через 1 ч 20 мин. достигаем ледн. МГУ (фото 62).
В этом месте начинаем крепко думать, сопоставлять интенсивность нашего движения с пройденным расстоянием и запрашивать по телефону прогноз погоды. Результат неутешительный, как нам сообщили по телефону, погода уже сегодня должна существенно испортиться, причем "навсегда".
В результате получалось что на самолет не успеваем дня на 2 в лучшем случае, да и спуск с пер. Россия в условиях лавинной опасности весьма проблематичен. Решили выходить по аварийному варианту через перевалы Бивачный и Пулковский I.
Разворачиваемся и идем обратно вверх по левому борту ледн. Бивачный. За 2 ч достигаем ранее описанного безопасного места на моренном валу. Ночевка.

22 августа (18 день)
ледн. Бивачный
Длина пути: 7,3 км (в зачет 2,3 км); перепад высот: +500 м; ЧХВ: 5:45
Погода за день: переменная облачность - переменная облачность, сильный ветер, снег - пурга
63. Пер. Бивачный с ледн. Бивачный
Выход в 7:00.

ледн. Бивачный
За 2 ч 15 мин. в темпе проходим опасный участок по левому борту ледн. Бивачный, под конец перехода все-таки начинает сыпать, надо выходить еще раньше минимум на полчаса. Не доходя до впадения ледн. Крутой метров 300, переходим на более-менее ровный участок ледн. Бивачный.
Далее в течение 2 ч идем, выбирая путь между сераками, придерживаясь левой стороны ледника Бивачный и подходим к верхней (относительно течения ледн. Бивачный) границе цирка перевала Бивачный.
Западная камера стекает на ледн. Бивачный труднопроходимым ледопадом, восточная, гладким ледовым лбом, иссеченным небольшими трещинами. В нижней части цирка камеры разделены между собой ледовым ущельем, в верхней части, ск-лд гребнем. В средней части цирка есть небольшое плато, где удобно перейти из восточной камеры в западную (фото 63).
За 1,5 ч в связках поднимаемся на ледовый взлет восточной камеры цирка (около 35°) и выходим на участок небольшого наклонного плато между восточной и западной камерами цирка, здесь приходится тропить, снег по колено. Видимость ухудшилась, началась пурга. Ночевка.

23 августа (19 день)
ледн. Бивачный - пер. Бивачный
64. Плато под пер. Бивачный
65. Подъем на пер. Бивачный
66. Ночевка в бергшрунде пер. Бивачный
Длина пути: 3,1 км; перепад высот: +420 м; ЧХВ: 4:25
Погода за день: пасмурно - пурга - пурга
Выход в 8:25.

ледн. Бивачный - пер. Бивачный
От места ночевки вверх по пологому закрытому леднику в связках за 35 мин. выходим на отрог, разделяющий цирк, проходим около 300 м вверх по нему, и спускаемся в западную камеру цирка выше ледопада (фото 64). Здесь пересекаем несколько бергшрундов. Начинается метель, плохая видимость. Снега по колено, тропежка. Двигаемся, ориентируясь на GPS и редкие просветы. Подъем под перевальный взлет осуществляем по центру западной камеры, обходя крупные трещины и разломы. Ближе к перевальному взлету пересекаем несколько трещин и бергшрундов по снежному склону крутизной 20-25° (фото 65). Спустя 3 ч 50 мин. подходим под перевальный взлет. В точке максимального понижения перевального гребня ледовый склон имеет значительную крутизну, в нижней части широкий бергшрунд, поэтому подходим под бергшрунд в южной части седловины. Ночуем в широком, забитом снегом, бергшрунде.

24 августа (20 день)
пер. Бивачный - ледн. Вавилова
Длина пути: 3,6 км; перепад высот: +130 м, -740; ЧХВ: 6:45
Погода за день: пурга - пурга - переменная облачность
67. Подъем на перевальный взлет пер. Бивачный
68. Выход на гребень пер. Бивачный
Выход в 7:30.

подъем на пер. Бивачный
Всю ночь обильно шел снег, к утру метель утихла, видимость несколько улучшилась.
До седловины перевала около 130 м по вертикали, взлет представляет собой ледовый склон крутизной до 60° основная сложность в том, что для выхода на склон необходимо преодолеть широкий бергшрунд, засыпанный свежим рыхлым снегом, приходится довольно долго копаться в снегу вдоль берга, нащупывая мост. Провешиваем 50 м перил. Один из участников прошел с рюкзаком, остальным увиденное не понравилось (фото 67), осуществили раздельный подъем рюкзаков. Время подъема 2 ч.
Гребень перевала довольно широкий и длинный, есть место для палаток и выходы скал, за которыми можно укрыться от ветра (фото 68). Периодически снегопад сменяется слабыми просветами, потом опять начинает идти снег.
В течение 10 мин. двигаемся в северном направлении по гребню и выходим в точку максимального понижения. В этом месте из скал торчит алюминиевая палка, тура нет.

Рис. 1. Схема пер. Бивачный
пер.Бивачный (2Б, 5380)
(координаты N38,8345°, E72,0421°). Перевал расположен в хребте Академии Наук и соединяет верховья ледника Бивачный с притоком ледника Гармо - ледником Вавилова. Ориентация склонов С-З - Ю-В. Характер слонов снежно-ледовый. Описание дано при прохождении с С-З стороны.
Цирк пер. Бивачный со стороны ледн. Бивачный разделен на 2 камеры небольшим ск-ледовым отрогом (см. рис. 1).

69. Седловина пер. Бивачный
спуск с пер. Бивачный
Судя по описанию, следует спускаться прямо вниз, однако описание спускового склона подразумевает значительную лавинную опасность в случае снегопада. Предпринимаем разведку, пользуясь редкими просветлениями. В северной части седловины, как видно из спутникового снимка, присутствует снежно-ледовое ребро, спуск по которому представляется достаточно безопасным (фото 69, 72). В поисках этого ребра, выходим на северный край седловины к началу большого скального жандарма, складываем тур, пишем записку.
70. Начало спуска с пер. Бивачный на запад
71. Обход ледника по правому борту
72. Пер. Бивачный с ледн. Вавилова
Начинаем спуск по заснеженной осыпи крутизной 30-35° (фото 70). У окончания осыпи делаем попытку выйти на вышеупомянутое ребро и одновременно оцениваем количество скопившегося снега. Решаем продолжать спуск прямо вниз. Спускаемся в связках по неширокой лощине крутизной около 35°. Первый идет лицом к склону и ногами "прощупывает" путь. За 1 ч 30 мин. спускаемся до выхода скал и заснеженных осыпей. В этом месте склон несколько выполаживается.
Далее спускаемся по ск-ос заснеженному кулуару крутизной около 25-30°. Видны следы небольших лавинок. Через 45 мин. выходим на пологую часть ледника к началу ледопада.

ледн. Вавилова
Движение по ледопаду представляется нецелесообразным, поэтому в течение 1 ч 20 мин. обходим его по правому борту и выходим к резкому правому повороту ледника. Здесь тоже видны следы небольших лавин.
На повороте ледника прослеживаются значительные трещины, заваленные свежим снегом (фото 71), поэтому продолжаем движение по правому борту по крутым плотным осыпям и выходам скал (лучше было в этом месте все таки выйти на ледник), через 1 ч выходим на ровный лед правого притока ледн. Вавилова. Ночевка.

25 августа (21 день)
ледн. Вавилова - ледн. Гармо
Длина пути: 13 км; перепад высот: -860 м; ЧХВ: 5:45
Погода за день: переменная облачность, ясно - переменная облачность, ясно - переменная облачность, временами дождь
73. Правый приток ледн. Вавилова
74. Ледн. Вавилова
75. Ледн. Вавилова
Выход в 8:00.

ледн. Вавилова
В связках движемся по центру ледника обходим зону разломов, глубина свежего снега 20 см. (фото 73). Через 1 ч 05 мин. выходим на правобережную морену. Впереди наш ледник впадает в тело основного ледника Вавилова, в этом месте много трещин, поэтому следуем описанию первопроходцев и решаем перевалить через небольшой отрог в соседний (правый) цирк. Через 10 мин. подходим под двойную седловину правого борта и за 20 мин. по смерзшимся осыпям крутизной около 30° поднимаемся траверсом на ближнюю по ходу (верхнюю) седловину.
За 5 мин. спускаемся по снежнику крутизной около 25° на ледн №4 (правый приток ледн. Вавилова), еще 30 мин. и по пологому льду и осыпям выходим к правому борту основного тела ледн. Вавилова в обход трещин .
В течение 1 ч 30 мин. спускаемся по заснеженным ледово-осыпным холмам ледн. Вавилова, придерживаясь его правого борта (фото 74), затем впереди начинается сильно пересеченная местность и мы плавно, в течение 1 ч, переходим к левому борту ледн. Вавилова (фото 75). Далее идем в доль левого борта и через 1 ч 15 мин. выходим к слиянию с ледн. Гармо.
Небольшой дождь. Ночуем на морене, предварительно выровняв камнями площадку.

26 августа (22 день)
ледн. Гармо - устье ледн. Шокальского - р. Мумбни (Ванчдара) - ледн. Ванчдара
Длина пути: 19,5 км; перепад высот: -310 м, +500 м; ЧХВ: 7:10
Погода за день: облачно, туман, мокрый снег - облачно, туман, временами дождь - переменная облачность
76. Левобережный карман ледн. Гармо (вид назад)
77. Долина р. Мумбни
78. Ледн. Ванчдара
Выход в 7:50.

ледн. Гармо
От места ночевки идем по левому моренному карману, сначала путь довольно удобен, затем несколько ухудшается и так с попеременным успехом. По левую руку борт ледника часто представляет собой высокий и крутой бараний лоб. Существует опасность камнепада, тем более, что карман временами сужается до полуметра. В любом случае, далеко на ледник выходить нецелесообразно. Через 2 ч 20 мин. выходим до впадения крупного левого притока, стекающего с ледн. Шокальского. Приток бурный, брод в середине дня невозможен, поэтому возвращаемся назад метров 200, поднимаемся на осыпи моренных валов ледника Гармо, за 30 мин. обходим поверху устье притока, и выходим опять в левобережный карман Гармо.
Далее карман постепенно расширяется (фото 76) и через 1 ч 40 мин. подходим к моренному озеру в устье р. Мумбни (Ванчдара). В этом месте следует, не подходя к озеру (метров за 200 до него), свернуть на высокую террасу правого борта долины Мумбни.

р. Мумбни (Ванчдара)
От озера в течение 35 мин. поднимаемся по довольно крутому тр-ос склону и выходим в долину р. Мумбни (фото 77). Здесь попадаются следы цивилизации: ржавые консервные банки, хвост от какого-то летательного аппарата и т.д.
В течение 1 ч 05 мин. идем по пологим осыпям правого борта долины Мумбни и начинаем подниматься по правому борту ледника. Через 1 ч выходим на пологий открытый ледник Ванчдара и через 30 мин. подъема по нему встаем на ночевку (фото 78).

27 августа (23 день)
ледн. Ванчдара - пер. Пулковский I (1Б, 4408) - р. Дараипоймазор
Длина пути: 17,5 км; перепад высот: +550 м, -1160 м; ЧХВ: 6:45
Погода за день: ясно, солнце - переменная облачность - переменная облачность, временами снег
79. Ледн. Ванчдара
80. Подъем на пер. Пулковский I
81. На пер. Пулковский I
82. Спуск с пер. Пулковский I в д.р. Дарайпоймазор
Выход в 6:30.

ледн. Ванчдара
От места ночевки в течение 2 ч поднимаемся по пологому закрытому леднику в связках, придерживаясь средней части ледника. Затем количество трещин увеличивается, глубина снега 20 см, идем вдоль левого борта ледника в течение 1 ч до перевального взлета (фото 79).

пер. Пулковский I (1Б, 4518)
(координаты N38,7497°, E71,9678°). Пер. Пулковский I расположен в Дарвазском хребте. Соединяет долину р. Дарапоймазар - бассейн р. Ванч, и долину р. Ванчдара (Мумбния) - бассейн ледника Гармо. Ориентация склонов перевала: С - Ю. Характер: снежно-ледовый.
Подъем на перевал со стороны ледн. Ванчдара не представляет трудностей. Снежный склон крутизной 30-35° не требует перильной страховки, движемся в связках (фото 80). Через 15 мин. выходим на седловину (фото 81). В туре снимаем записку московских туристов от 2005 года и оставляем свою.
Спускаемся за 10 мин. по заснеженной осыпи крутизной до 35° (фото 82).
Внизу небольшое озеро, где мы встаем на обед.

долина р. Дараипоймазор
После обеда продолжаем движение по правобережной морене ледника, иногда выходим на ледник. Через 1 ч 20 мин. выходим к большому моренному озеру у окончания ледника.
Далее идем преимущественно по правому берегу ручья (левый приток р. Дараипоймазор), временами выходя на правый борт для обхода прижимов. За 2 часа доходим до устья ручья и р. Дараипоймазор. На левом галечном берегу встаем на ночлег.

28 августа (24 день)
р. Дараипоймазор - п. Поймазор
Длина пути: 16,8 км; перепад высот: -500 м, +150 м, -400 м; ЧХВ: 6:20
Погода за день: переменная облачность, временами снег - ясно - ясно
Выход в 6:20.

Рис. 2. Схема захода в д.р. Дараипоймазор
долина р. Дараипоймазор
Переправляемся на правый берег р. Дараипоймазор несколько ниже впадения нашего ручья. Брод н\к, стенкой по 2 человека. Далее идем вниз по курумникам правого берега р. Дараипоймазор в течение 2 ч 10 мин., в конце перехода на реке начинается каньон и мы выходим траверсом на верхнюю травянистую террасу. Здесь обнаруживаются плохо сохранившиеся остатки древнего кладбища. С этого места начинается длинный обход каньона р. Дараипоймазор (фото 83, рис. 2). (координаты N38,682109°, E71,968152°).
83. Начало обхода каньона р. Дараипоймазор
84. Траверс склона
85. На тропе к р. Ванч
86. Конец тропы с высокой террасы
Далее идем траверсом склона в направлении травянистой седловины бокового отрога (фото 83, 84), сначала по крутому плотному лессовому склону, затем склон выполаживается, но появляются заросли кустарника, трудные для прохождения. Здесь лучше подняться еще выше и обойти кустарник, тем более, что все равно придется и дальше набирать высоту для подъема на высокую террасу правого берега р. Ванч. Через 1 ч выходим к подножью упомянутой седловины.
От подножья седловины начинаются скотопрогонные тропы, ведущие на седловину и далее вверх на террасу правого берега р. Ванч. За 15 мин. по слабой тропе выходим на седловину. Отсюда открывается заманчивый спуск к р. Дараипоймазор, но до низа он не просматривается и мы решаем не рисковать (сброс высоты значительный) и далее идем по тропе вдоль седловины наверх вправо по ходу. Через 25 мин., набрав 110 м высоты, выходим на широкую террасу правого берега р. Ванч (координаты N38,669746°, E71,961126°).
Здесь встречаются следы стоянок животноводов, загоны для скота.
Продолжаем идти по тропе вниз по течению р. Ванч, через 15 мин. выходим к большому загону для скота, здесь течет ручей, еще через 45 мин. тропа начинает круто серпантином спускаться в д.р. Ванч (фото 85).
В течение 1 ч спускаемся серпантином по тропе и в конце выходим на дно небольшого каньона, спустившись с левого его борта. Если идти от р. Ванч на подъем, эту тропу легко пропустить и уйти вверх по каньону. (координаты N38,654819°, E71,948894°).
Далее движемся по тропе, которая через 200 м выводит к грунтовой автодороге вдоль реки Ванч.
В течение 40 мин. движемся по дороге в верх по течению р. Ванч, переходим р. Дараипоймазор и почти сразу же, р. Ванч. по мостам, останавливаемся напротив пос. Поймазор.
Поселок находится довольно высоко над рекой, мы туда не идем, поскольку встречаются местные жители, с которыми удается договориться о транспорте до Ванча.

Варианты подъезда, отъезда и проживания. Затраты.

Из Казани в Душанбе и обратно имеется 3 авиарейса в неделю - во вторник, четверг и субботу. Стоимость билета 12000 руб.

Оформление регистрации и погранпропусков были организованы через фирму Pamir Silk Travel Co (e-mail: shagarf@pamirsilk.travel)

Заброска Душанбе - к. Поймазор (транспорт - микроавтобус) - 27500 руб. на группу.

Выезд к. Поймазор - Душанбе - 23000 руб.

Пропуска в погранзону (на случай заезда через Джиргиталь) и ГБАО - 3000 руб./чел.

Пропуска в национальный парк 6500 руб./группу (удалось договориться).

Всего затраты на поход с человека составили 46300 руб.

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.

По причине отставания от графика движения по маршруту, связанного с незапланированной дневкой из-за болезни участника и кардинального ухудшения погоды во второй половине маршрута, пришлось отказаться от прохождения перемычки Радиоклуба и пер. Россия и воспользоваться аварийным вариантом с прохождением пер. Бивачный и пер. Пулковский I. Необходимо также отметить факты значительных подвижек на ледниках Бивачный, Вавилова и Ванчдара, из-за чего реальная скорость продвижения сильно отличалась от запланированной.

В остальной части маршрут пройден согласно заявленному плану.

Отмечу, что мы почти не пользовались снегоступами по причине небольшого количества снега.

К удачным моментам похода можно отнести прохождение редко посещаемых перевалов Гармо и Бивачный.

Учебно-тренировочная цель похода была достигнута - участники, не имевшие ранее опыта прохождения сложных локальных препятствий, получили необходимые навыки, усвоили основные принципы и получили высотный опыт.

В этом сезоне мы застали достаточно большое окно хорошей погоды. При этом как раз за неделю до похода был длительный период нестабильной погоды. В конце маршрута наступило ухудшение погодных условий, 2 суток наблюдался обильный снегопад и ухудшение видимости.

Потенциально опасные участки на маршруте:

  • Высокая опасность обвалов льда при движении по кулуару "улицы Горького" и камнепадов в рантклюфте левого борта ледника Бивачный.
  • Сильно расчлененный, с обилием значительных трещин, засыпанных непрочным снегом, ледник на спуске с плато пер. Кашалаяк и в верховьях ледника Бивачный после спуска с пер. Гармо.
  • Высокая лавинная опасность склонов при подъеме на перемычку Вооруженных сил (6045) и на спуске с пер. Бивачный.
  • Сильно раздробленные открытые ледопады ледника Географического Общества.

Карта маршрута.


Перевальные записки.